Альбер Камю писал, что человек начинается с предела. Классики экзистенциальной философии полагали, что человек раскрывает и познает себя в пограничной ситуации, на пределе своего бытия. Но в чем заключается этот предел и есть ли он вообще у человека? Разбираемся, что такое экзистенциальное сознание, как конечность нашего существования влияет на наше самоощущение и почему именно антропологический предел становится условием человеческого бытия и самопонимания.
Представьте пароходное колесо. С помощью этого устройства пароход движется по воде. Мы можем видеть только половину работающего колеса. Другая половина скрыта под водой, но она также участвует в работе. При этом колесо вращается, и каждая его часть попеременно уходит под воду и снова появляется в поле видимости. Для того чтобы пароход плыл и преодолевал течение, колесо должно постоянно вращаться. Образ этого колеса можно сравнить с человеческим бытием: человек существует таким способом, который воспроизводит его бытие. Однако на этом аналогия кончается, поскольку устройство человеческого бытия включает в себя одно уникальное условие для своего осуществления – сознание. Так как оно относится к бытию, назовем его экзистенциальным сознанием.
Что такое экзистенциальное сознание?
Концепт экзистенциального сознания не является обозначением какого-то особого типа сознания наряду с другими его разновидностями. Например, научное, политическое, художественное, религиозное или мифологическое сознание. Сознание в целом – это не только сознание или познание чего-то (психологическая структура), но и указание на онтологическую характеристику человека (экзистенциальная структура). Иными словами, экзистенциальное сознание человека – это не «сознание о», но «сознание как». В отличие от эмпирического опыта восприятия, экзистенциальный опыт – это опыт самобытия. В признании этого положения сходились все мыслители экзистенциальной ориентации, в рамках которой экзистенция определяется как уникальный способ человеческого бытия в мире. Она всегда ускользает от понимания посредством абстракций. Экзистенцию невозможно познать с помощью понятийного анализа, но ее можно только испытывать. Внимание концентрируется на том, что значит быть.
Для человека главной проблемой становится конечность его существования и вопрос о перспективах его жизни. Идея конечности вносит в экзистенциальную ситуацию особое переживание пограничности существования, которую человек должен «претерпевать». Немецкий философ К. Ясперс назвал эту особенность человеческой экзистенции «пограничной ситуацией», а его французский коллега Г. Марсель обозначил воплощенным «бытием в ситуации», которой принадлежит человеческая экзистенция. Таким образом, пограничность существования указывает на конечность, которая означает, что человек помимо своей смертности может соотноситься с чем-то иным за пределами своего повседневного опыта. А это значит, что человек не может замкнуться в своем самодостаточном существовании, как животные или неодушевленные вещи, но заполняет недостаточность своего бытия. Поэтому человек выходит за пределы своей наличной ситуации и не совпадает с самим собой. В этом его отличие от стула, на котором он может сидеть.
Условием человеческого сознания является внутренний разрыв в самом сознании. Сознание оказывается отвязанным от ситуации «здесь и сейчас». Этот разрыв экзистенциалисты называли «ничто», которое изолирует человека от того, чем он не является. Благодаря «ничто» у человека появляется свобода. Следствием свободы оказывается недостаток или нехватка бытия в самом бытии человека. Как писал Ж.-П. Сартр в работе «Бытие и ничто», человек «…делает себя существующим в качестве проекта самого себя за пределы настоящего к тому, чем оно еще не является».
Сартр отмечал, что человеческая реальность не совпадает окончательно со своими проекциями. Поэтому цель экзистенциального проекта не может быть достигнута не только потому, что человек конечен, но и потому, что ее реализация сопряжена с объективациями, которые ввергают его в несобственный способ бытия и отдаляют от себя. Человек, создавая порядок своего мира, одновременно и преодолевает его в своей ориентации к иному. Человек не может быть ни самодостаточным, так как постоянный недостаток лишает его целостности, ни стать целостным вне себя, так как это лишает его свободы. Свобода – возможность «не совпадать с собой, а быть всегда на расстоянии от себя» (Сартр).
Полагаю, что есть выход из тупиков человеческой свободы, которые обозначил Сартр. Онтологический смысл свободы для человека – преодолевать все принуждающие его силы, кроме одной силы – власти над самим собой, которая становится предметом его заботы. Это свобода не от принуждения и контроля, а для того, чтобы мыслить возможное за пределами всех ограничений. Не следовать выбору, а менять условия выбора.
Распространено представление, что свобода заключается в возможности быть самим собой. Согласно этой мысли, быть свободным — значит соответствовать некоему оригиналу, за которым устремляется его копия. Таким подлинником оказываются готовые нормы и установки человеческой деятельности. Их устанавливает общество, вернее, они складываются стихийно в процессе исторической жизни общества. Однако человеческая аутентичность указывает не на подлинность чему-то, а на собственный способ бытия в соответствии со своими бытийными возможностями. Быть самим собой – это не значит стать кем-то или соответствовать чему-то. Это означает перестать пытаться быть чем-то, чем человек не является, то есть перестать быть безликим Другим. Последнее не свидетельствует о том, что человек замыкается в себе, но лишь то, что человек не исчезает в других как своих возможностях.
Пределы экзистенциального сознания
Прежде чем быть каким-то (желающим, познающим, действующим), человек уже всегда есть. По способу своего бытия человек является проектом самого себя. Помните пароходное колесо со скрытой частью под водой? Человек – это проективный круг бытия и понимания. Существуя, человек себя понимает. Понимая себя, человек существует. Самопонимание есть одновременно и самосозидание человека: они являются частями круга. Бытие и понимание человека взаимно друг друга обуславливают. Поэтому человек есть то, как он себя понимает.
Однако не все части этого круга находятся одновременно над поверхностью. Психоанализ разделил человеческую психику на две части — бессознательное и сознательное. Когнитивная психология также выделяет бессознательные процессы в психике человека, которые обеспечивают принятие решений. Экзистенциальная философия пытается найти в онтологической структуре человека такие основания, которые участвуют в человеческом самопонимании. В частности, М. Хайдеггер назвал структуру, которая надежно связывает человека с миром и обеспечивает человеческое понимание, бытием-в-мире.
Условно можно выделить рефлексивный и дорефлексивный уровни проективного круга человека. Человек понимает себя еще на дорефлексивном этаже сознания, но начинает осознанно относиться к своей жизни только на рефлексивном этаже. Следовательно, у человека есть бессознательный проект и сознательный проект своего существования. Первый является как бы инфраструктурой для структуры второго. Дорефлексивный уровень создает основу человеческой активности, рефлексивный — создает возможность для проектной деятельности. Вместе они завершают композицию нашего круга. Дорефлексивный уровень сознания формирует идентичность, которая на уровне рефлексивной практики становится предметом сохранения или трансформации. В итоге существование человека наполняется новым качественным содержанием.
Итак, проект становится условием человеческого самопонимания. Человек познает не самого себя, а свой предварительный проект в качестве себя. Здесь заканчиваются поиски «сущности» человека и появляется новое понимание человека как процесса. Из точки тождества с самим собой человек не может понять свое существование, поскольку в тождестве нет динамики процесса. Иными словами, только изменяясь, можно понимать самого себя.
Таким образом, изменяясь процессуально, человек не задан раз и навсегда какой-либо программой. Человек понимает и трансформирует себя в проекте (Как мы уже знаем, на двух уровнях проекта). Чтобы иметь точку отсчета для проектирования, человеку нужен предел. Относительно предела человек самоопределяется. Вместе с тем предел — это границы опыта, которые человек может изменить в процессе самопреодоления.
В первом случае человек находит форму устойчивого существования во времени (самоидентификация). Назовем это постоянством формы. Во втором случае человек открывает себя навстречу возможным жизненным изменениям. Назовем это постоянством формообразования. Поэтому антропологический предел по своей форме включает как универсальную постоянную, так и универсальную переменную в человеческом бытии. Границы возможного опыта включают условие для их преодоления (часто кризисного), не отменяя постоянство самого предела. Человеческое самоопределение действует в перспективе тождества. С другой стороны, самопреодоление человека развертывается в перспективе «инаковости». И то, и другое участвуют в том, чтобы человеческая жизнь сохраняла постоянство в потоке перемен.
Применительно к человеческому существованию такое понимание предела раскрывает две важные социальные категории — субъекта и личности. Субъект является характеристикой тождества и стабильности человеческой жизни. Субъект — это тот, кто способен действовать и взаимодействовать с другими от своего лица. Эта характеристика поддерживает социальные отношения. Напротив, личность становится характеристикой инаковости. Личность реализуется в той мере, в какой человек готов к изменениям, то есть готов выходить из автоматизма повседневного опыта.
Таким образом, субъектом становится тот, кто способен быть самим собой, сохранять идентичность своей жизни. Тогда как личность — это возможность быть иным и преодолевать свои случайные ограничения. Чтобы установить и поддерживать с человеком отношения, нужен субъект. Чтобы человек мог решать жизненные проблемы в непредсказуемых ситуациях, необходима личность.
Вернемся к нашему вопросу, есть ли пределы человеческого существования. По способу своего бытия человек устанавливает пределы, чтобы их преодолевать в процессе жизни как отдельной личности, так и исторического сообщества. Устанавливая границы, человек их меняет и тем самым изменяет смыслы своего существования. Предел становится условием человеческого бытия и понимания.