Ответственность есть там, где возможен выбор. Там, где есть предопределение, заданность, ответственности нет. Чем в этом смысле человек отличается от предмета? Речь идет о принципиальной разнице между человеком, существом способным к самоосознаванию и самоактуализации, и любым из его созданий.
Представьте себе, что ремесленник изготовляет какой-то предмет, например ножик. У него в голове существует изначальный план. Он знает, что хочет создать. Он не просто хочет ковать что-то там из железки. Он хочет создать ножик и знает, для какой цели он его предназначает, какова будет его функция. Мастер создает этот предмет максимально приспособленным для его предназначения. Он подбирает для этого технологию, средства и тд. Таким образом, существование ножа вытекает из его сущности, и сущность (замысел, функция) предшествует его существованию. Eгo появление на свет вытекает из той цели, которую перед собой ставит ремесленник.
Ряд религиозных традиций признает подобное предопределение: некий план Творца в отношении человека. Они утверждают: Господь создал каждого человека ради выполнения какой-то определенной задачи. Тогда мы с вами ничуть не отличаемся от ножика — сущность человека будет приоритетна по отношению к его существованию.
Неверующие часто приписывают такой план родителям — будет то же самое. Экзистенциалисты принципиально придерживаются противоположной точки зрения. Они говорят: нет плана, нет предопределения.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ:
Младенец рождается, по сути, никем, он человек только потенциально. Никто не знает, кем он вырастет. Он не реализован, он еще не стался, он еще ничего собой как человек не представляет. Его существование уже есть, а сущности — нет, потому что нет плана, нет предопределения. Нет рока, судьбы, заданности и т.д. Господь ли создал человека — Бог ведь, чем руководствовался при этом, — ему виднее; но он ничего не назначил человеку, он не вручил ему карму, не сказал, чем заняться. И тем самым он не дал человеку и долга перед собой. Согласно этой философии, человек свободен. Свободен от предопределения, свободен стать, кем хочет.
Пока выбор не сделан, все на свете возможно.
Источник: Наталья Лебедева и Елена Иванова, из книги «Путешествие в Гештальт. Теория и практика»