Есть одна очень устойчивая иллюзия, присущая многим, очень многим людям: иллюзия самопонимания и самоосознания. Это идея о том, что ты про себя все понимаешь, управляешь своими мыслями, чувствами и действиями, и можешь объяснить, почему ты это делаешь.
Европейцам XIX века в большинстве своем в голову не приходила мысль, что что-то в их поведении не поддается контролю. Как пишет психолог-исследователь Д.Барг,
«нам всем очень дорога мысль, что мы – повелители собственных душ, что мы – у руля, и обратное очень страшно. По сути, это и есть психоз – ощущение отрыва от реальности, утери контроля, а это кого угодно напугает».
Пугающее открытие века XX гласит: мы действительно не у руля.
Если быть более точным, мы можем управлять собственным путем, но для этого необходимо проснуться, сесть за руль и иметь представление о том, куда ехать. А тому, чтобы проснуться, сильно мешает убеждение, что мы и так бодрствуем и всем заправляем. Это убеждение настолько сильно, что люди не замечают явного абсурда и противоречий в собственном поведении.
Так, крайне агрессивные люди совершенно серьезно могут верить в то, что они на самом деле добры и милы. Вот только этот человек немного напрягает… И вот этот… А если уничтожить пару сотен тысяч человек – то и вовсе миролюбие не покинет их душ.
Желающие добра в упор не видят, как они творят зло. Живущие в тяжелейших психологических условиях так наловчились себя обманывать, что теперь старательно убеждают окружающих в том, что им хорошо, а вот другие-то живут неправильно. Я встречал людей, увлекшихся буддизмом, и убедивших себя в том, что они освободились от всех страстей и привязанностей. Но они с такой яростью защищали свои убеждения, и с такой страстью в голосе говорили о своей беспристрастности, что верилось с большим трудом. Точнее, совсем не верилось. Как в старом анекдоте: «я пролетел пять тысяч километров для того, чтобы сказать вам прямо в лицо о том, как вы мне безразличны».
Заметил тенденцию: чем «просветленнее» человек, тем хуже он замечает собственные теневые стороны, которые очень сильно заметы со стороны. … Знаменитый эффект Даннинга-Крюгера: «чем менее компетентен человек, тем больше он переоценивает себя и свою компетентность». Или, как говорил Б. Расселл, «только дураки и фанатики уверены в себе, умные люди все время мучаются сомнениями»… Чем меньше люди компетентны в самих себе, тем категоричнее их слова: «я никогда не завидую… Надо всегда делать так… Я всех люблю (или надо всех любить)»…
Очень характерны следующие слова, произнесенные одним мужчиной своей подруге:
— Я все понял, я осознал, что постоянно давлю на окружающих людей, и им от этого плохо, да… Все, я готов измениться. Лена, теперь очередь за тобой! Признай, что ты была не права, признай, что ты вела себя недостойно. Если ты не осознаешь этого, то я просто не знаю, что сделаю…
И он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не видит парадокса в том, что говорит.
Люди непрерывно обманывают сами себя, в большом и малом. Психолог Том Уилсон однажды предложил двум группам студентов выбрать из большого количества картин и плакатов любой понравившийся, и унести домой. Только студенты из второй группы должны были письменно объяснить, чем это им понравились картины. Через полгода Уилсон опросил участников, нравятся ли им картины. Те, кто взял и ушел, особо не задумываясь, были вполне довольны. Те, кто дал объяснения, тихо ненавидели свои плакаты и картины.
Психология выбила из-под ног и уверенность в том, что помним. Исследования показали, что мы не запоминаем реальность. Мы запоминаем картинку, состоявшую из элементов реальности, связанных между собой фантазией и вымыслом. Приведу прекрасный эксперимент У. Найссера. Он предложил группе студентов рассказать, что они услышали о взрыве космического челнока «Челленджер» в новостях. Все студенты написали более-менее соответствующие реальности отчеты. Три года спустя Найссер попросил оставшихся к тому времени студентов (44 человека) снова вспомнить о том событии. Ни одного точного отчета не было, а четверть из них совершенно отличались от старых. Так, один испытуемый в старом отчете сообщил, что узнал о случившемся в столовой, а в новом – что «какая-то девчонка вбежала в зал и закричала, что челнок взорвался». Другая студентка узнала о взрыве на религиоведении, но в новом отчете появилась информация о том, что она смотрела с подругами телевизор, и там в экстренных новостях сообщили о шокирующей катастрофе. Когда же студентам показали их старые отчеты, многие стали настаивать на том, что позднейшие воспоминания – точнее. Они очень неохотно соглашались с ранними отчетами. «Да, это мой почерк, но все равно я помню иначе!» (Л.Млодинов. Неосознанное. С. 112-113).
«Но все равно я помню иначе!» — потому что страшно представить, что большая часть того, что ты помнишь – фантазия. Что вымысел и реальность переплелись настолько тесно, что уже не понятно, что, где и как было в прошлом… И что ты не контролируешь память. Никак.
Даже знание о каких-либо своих особенностях, понимание собственного абсурда, часто не помогает.
— Я все время говорила себе: больше не буду связываться с алкоголиками. Все! И вот, иду, вижу симпатичного мужчину, мы нравимся друг другу, вспыхивает страсть… И в какой-то момент узнаю: он любит выпить. Очень… Я в отчаянии, я все время пытаюсь вырваться из этого порочного круга, но снова и снова сталкиваюсь с тем, что нормальные мне не интересны, скучны, а алкоголиков я моментально и совершенно бессознательно вычисляю из толпы как «интересных мужчин». Какой-то бес в меня вселился и я с ним ничего поделать не могу.
Девушка вроде понимает, но никакого контроля над происходящим нет. Это порождает отчаяние, ощущение того , что человек вовсе не властен над собой. «Судьба», «карма»…
Главным следствием иллюзии самопонимания является такая мощная защитная реакция как «со мной такого произойти не может!»
— Я никогда не попаду ни в какую секту, мне невозможно «промыть мозги» (так считали довольно умные люди, правда, с иллюзией того, что они понимают себя)
— Я знаю, как на самом деле, потому что способен быть объективным! (так считают люди, которые массу сил потратили на то, чтобы игнорировать все, что не вписывается в «как на самом деле»)
— Мое мнение основано на жизненном опыте и фактах, а оппоненты поддались на пропаганду и ложь! (так нередко думают те, кто воспроизводит самые заезженные клише).
Если вы вдруг осознаете, что плохо понимаете себя – это может быть не так уж и ужасно. Может быть, именно в этот момент и начинается преодоление иллюзии самопонимания. Кому-то оно не нужно, ведь, в конце концов, лучшее понимание своих мотивов и целей далеко не всегда приводит к счастью, в многой мудрости – многие печали.
В общем, не стоит обольщаться.
Илья Латыпов