Основную аналогию рождения идей, можно связать с теорией эволюции Чарльза Дарвина. Мысль порождает идеи спонтанно и случайно, как природа, создающая случайным образом. Также как и виды, созданные природой, которые в большинстве случаев не проходят естественный отбор, подавляющее количество генерируемых идей также его не проходят. Основная причина заключается в том, что отсутствие вариативности и гибкости, приводит к тому что вид не может выжить в определенных условиях, также как и идея, которая не имеет гибкости и которую нельзя оптимизировать и подстроить под другой контекст.
Все идеи, как и биологические виды созданные случайным образом, имеют наибольшую возможность для изменения и модификации и по минимуму относятся к какому-либо шаблону. Если всегда думать как привыкли, то и получать будем то что привыкли.
Любой человек может придумать идею благодаря уже созданному шаблону, но это уменьшает вариативность идеи и гибкость. Например, произнесите несколько раз громко: слова мелок, мелок, мелок. А теперь скажите: как называется желтая часть яйца? Если вы ответили белок, то вас обманул шаблон, созданный повторением слова “мелок”.
Шаблоны создаются нашим разумом для упрощения сложных вещей в мире. Все они основаны на полученном опыте, образовании и успешно сработавших ранее решений. Такие шаблоны полезны для повторяющихся вещей, которые не относятся к продуктивности или креативу, например вождение автомобиля, чистка зубов. Для генерации новых идей они не подходят, потому что устоявшиеся модели не помогут вам создать новую отличающуюся от предыдущих идею или решить задачу по новому, особенно при встрече с необычными данными.
Творчество подразумевает отклонение от предыдущего опыта.
Например, подумайте как можно разрезать торт на восемь частей всего тремя разрезами. Для решение необходимо изменить представление о торте, о его куске и о том как вы всегда его резали.
Возможные решение:
Творческие гении игнорируют все устоявшиеся шаблоны мышления, поэтому и генерируют наиболее креативные идеи. Они сознательно изменяют свое мышление, опираясь на такие мыслительные стратегии, которые включают в сферу размышлений случай и на первый взгляд не связанные факторы.
Вот эти стратегии:
- Создание новых сочетаний предметов (составлять новые сочетания)
- Использование случайных стимулов (связывать несвязное)
- Противоположное мышление(смотреть на другую сторону)
- Метафорическое и аналогическое мышление (смотреть в другие миры).
- Активный поиск случайных возможностей (находить там, где не искал)
Вышеперечисленные способы помогают, владея той же информацией, что и другие, увидеть что-то свое.
Рисунки ниже иллюстрируют разные способы мышления.
Стратегии указанные выше не воспроизводят творческий опыт, они лишь предполагают его, как и для любого навыка, для достижения нестандартного мышления необходимо тренироваться, делать это можно всегда и везде и результат вы заметите, когда незаметно для вас придумаете оригинальную идею, которую сами же и воплотите.
По материалам книги Майкла Микалко «Взлом креатива».