Альфред Адлер – знаменитый коллега и современник Фрейда, интересен тем, что его теория личности могла бы быть другой или иметь иной вид, если бы он скрупулезно не исследовал самого себя. Будучи хромым и испытывая дискомфорт от ограничения физической активности и той степени свободы, которой обладают другие, Адлер выстроил теорию компенсации.
В соответствии с ней, ребенок в детстве чересчур беспомощен и ограничен в своих возможностях в окружении взрослых. И тогда базовой его целью является – обрести независимость и самостоятельность, и все силы направляются на достижение этих целей. Получается, что столкновение с силой стимулирует ребенка, а ощущение собственной слабости, фрустрируя, заставляет двигаться вперед, выступая при этом несомненным благом для личности. Базовым понятием теории личности А. Адлера выступает борьба за власть («воля к власти», если вспомнить Ф. Ницше), которая компенсирует чувство неполноценности.
ДЕЛО В СТЕПЕНИ ЧУВСТВА
И здесь вторгается еще одна проблема, касающаяся степени проявления чувства неполноценности. Если оно выражено не слишком сильно, то подталкивает человека к конструктивным поступкам и выстраиванию своей жизни. К примеру, когда ребенок мал, а взрослые – высокого роста, в стремлении быть, как они, он ставит стул, чтобы дотянуться до нужной вещи и никого при этом не просить, и это – шаг на пути к самостоятельности. Но комплекс неполноценности, уязвленное самолюбие, ощущение ущербности тормозит личностный рост, и тогда в мыслях, чувствах, поведении возникают искажения, обоснованные стремлением к гиперкомпенсации.
АГРЕССИЯ И СОПЕРНИЧЕСТВО
В первых теоретических работах Адлер особое внимание уделял агрессии, но подразумевалась «здоровая» агрессия, ассоциируемая с выражением инициативы, активности, иногда и сексуальности. В процессе формирования теории, в работах, написанных позднее, Адлер сделал мотив агрессии более универсальным, считая его двигателем личностного роста и самосовершенствования. Адлер полагал, что импульс к совершенствованию задан человеку изначально (интересно сопоставить эти выводы Адлера с феноменом детей-маугли, в развитии которых необратимо пропущен ряд этапов и которые практически не могут стать «обычными» людьми).
Стремление быть лучше имеет две стороны: в позитивном ключе это желание заявить о себе в социуме, в негативном – упоение личной властью, подчинение окружающих с целью самоутверждения (и тогда это невроз). Ловушка невротического обладания властью коварна тем, что вообще не приносит человеку гармонии.
«Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать».
Стремление превосходить других коренится в непрерывной реализации адаптационных механизмов к внешнему миру, сложившихся исторически. Если человек не будет адаптироваться, он обречен как биологический вид:
«Если бы это стремление не было врожденной чертой организма, ни одна из форм жизни не могла бы сохранить себя. Таким образом, цель как можно лучше приспособить окружающую среду к своим нуждам, которую называют стремлением к совершенству, также характеризует развитие человека».
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Превосходство и освоение мира – чрезмерно расширенные понятия, а что касается отдельной человеческой судьбы, Адлер полагал, что индивидуальная цель уникальна. Она логично проистекает из жизненного стиля, ценностных ориентиров. Постановка целей обусловлена стремлением человека перестать ощущать свою беспомощность и зависимость от других. И жизненные цели, как считал психолог, бессознательно закладываются в раннем детстве, а потом, во взрослой жизни, вырисовываются в более осмысленную картину (карьера, женитьба, достижение социального статуса и т. п.).
Формируясь бессознательно, жизненные цели могут быть искажены, когда ощущение неполноценности чересчур сильно. У невротической личности всегда наблюдается разрыв между реально осознаваемыми целями и теми деструктивными, которые работают помимо ее сознания. Для нее важнее ощущать себя значимой и ценимой, чем достигать конкретных успехов.
Жизненным целям, по Адлеру, подчинены черты нашего характера, которые формируются под влиянием целевых установок. То есть, характер не является заданным изначально, предопределенным генетически или чем-то неизменным – он «подстраивается» под жизненные цели человека. Если поставлена цель достичь превосходства, человек начинает педалировать такие качества, как осторожность, честолюбие, завистливость.
СТИЛЬ ЖИЗНИ
Жизненный стиль понимался Адлером как способ достичь целей, он включал и осознание, и чувства, и поведенческие стратегии человека во всем комплексе осознанности и бессознательных импульсов. И Адлер работал с психической реальностью – неважно, что действительно происходило – важно, во что верит человек и что составляет его внутреннюю реальность. Из этого проистекает стиль жизни – все имеет свою причину и работает на скрытые цели. К примеру, человек, обиженный на родителей, может прожить всю жизнь, виня их и раз за разом воспроизводя ситуацию жертвы (значимых фигур, обстоятельств, государства и т. д.). В этой позиции есть определенные выгоды для личности, и это – реализация скрытых деструктивных целей – обвинить других, повысить свою ценность в роли «страдающего», противопоставить себя им.
На жизненный стиль воздействуют многие факторы: это и представление о самом себе, и морально-этический кодекс, и сама картина мира, в которой живет человек. Эти факторы лабильны, они могут ослабляться или усиливаться, и тогда это проявляется в повседневной жизни человека и в жизненном стиле. Согласно знаменитому афоризму Адлера, «вы находите то, что планировали найти». Получается принцип самоосуществляющихся пророчеств: к примеру, человек считает мир несправедливым и верит в это, не замечает позитивное, гиперболизирует негативное, подкрепляя, тем самым, свою картину мира, и при очередной неудаче каждый раз утверждается в правоте собственного мировосприятия. Выйти из этого замкнутого круга может помочь абсурдная постановка целей: например, задача стать первым неудачником, обойдя на этом пути остальных.
Адлер верил, что у всех без исключения внутри есть некое пространство личной свободы. И именно из этой позиции можно принять ответственность за все происходящее, за образ мышления и жизненный стиль. И тогда задача терапевта – найти этот «здоровый» центр личности, выйти на ресурс, который сможет поднять человека над проблемой и изменить стиль жизни, если он перестал устраивать.
Обнадеживающим в теории Адлера является то, что человек наделяется в ней правом самому выбирать принципы жизни, фон самоощущения, атрибутировать события своей жизни. Созидательная энергия в центре личности, верил Адлер, способна изменять жизнь, выводить из невротического состояния, формировать продуктивные межличностные связи. Позитивное стремление к компенсации слабости, эффективное взаимодействие с другими, желание быть социально полезным – все это характеризует гармоничную личность.
Автор: Павловская Гражина / источник
Спасибо за статью! Вот бы все теории личности так объясняли мне в свое время!!